Для того чтобы оценить достоверность информации, можно поискать информацию об ее авторе. Если автор статьи имеет хороший опыт, хорошую должность, научную степень, достоверность информации значительно возрастает. Для поиска информации об авторе можно использовать его блоги, микроблоги, отзывы читателей или просто набрать в поисковом сайте его ник. Стоит обратить внимание на орфографию статьи, т.к. статья с орфографическими ошибками с высокой вероятностью содержит ошибки фактов.
Проверка информации дает возможность пользователю:
- избежать сторонних заблуждений, дезинформации;
- определить актуальность и достоверность информации;
- выявить дезинформацию .
Это действительно важно, если человек будет на практике применять полученные из сторонних источников данные. Проверка информации на истинность и ложность позволяет избежать многих проблем, предотвратить нанесение вреда себе или своим близким. А значит, в данном разделе мы будем учиться самостоятельно проверять информацию на достоверность, считая достоверными те данные, которые согласуются с действительностью.
Для начала необходимо четко определить, с чем мы имеем дело:
Если с фактами. К фактам, не вызывающим сомнений, могут относиться:
- даты;
- имена;
- события;
- числовые данные;
- все то, что поддается проверке, измерению, подтверждению, перечислению, осязанию.
Неопровержимые факты предоставляются авторитетными и общеизвестными источниками. К примеру: статистическими службами, социологическими службами, научными институтами, исследовательскими центрами и др. Объективность и непредвзятость – это те критерии, которые отличают факт от оценки, подтверждая его достоверность и истинность);
Если с оценкой.
Оценка может даваться на основании:
- эмоций;
- предпочтений;
- жизненных позиций;
- приобретенного опыта и знаний.
Кроме того, оценка часто подталкивает к действиям, содержит эмоциональную нагрузку, мотивирующую составляющую, что совершенно несвойственно непредвзятым «голым» фактам.
Отделив факты от оценок, переходим к определению и проверке источника информации.
Вокруг нас масса фактов, которые нельзя проверить самостоятельно. В этом случае принято опираться на авторитет и достоверность источника. И здесь необходимо оценить практическую состоятельность, эффективность информации «на деле». Если полученные данные позволяют решить конкретную задачу, то информация может претендовать на истинность.
Не менее важен авторитет и доверие к источнику сторонних наблюдателей (в Интернете – это незаинтересованные пользователи, беспристрастные свидетели, очевидцы, исследователи, эксперты, профессионалы). Чем больше ссылок на источник информации мы находим, чем большее количество людей подтверждает ее, тем выше доверие к информации.
Если говорить о фактах, то они должны подтверждаться сразу несколькими независимыми и авторитетными источниками информации, что позволяет дополнительно проверить данные на истинность/ложность.
Несмотря на авторитет источника, его популярность не может на 100% гарантировать достоверность информации и ее полноту. Ведь даже незначительные упущения или умалчивания способны исказить картину и привести к обратным результатам. Для примера можно представить какую-нибудь Инструкцию, из которой вырвана часть страниц. Такая информация, являясь неполной, не противоречит достоверности, но не решает конкретные практические задачи.
В случае с явной дезинформацией, проведя несложный анализ, мы обязательно выявляем противоречия.
Репутация подразумевает безукоризненную достоверность на протяжении длительного отрезка времени. В частности, крупные компании и организации никогда не дают сомнительных данных, так как в результате подобных поступков может пострадать репутация.
Кроме того, дезинформация и ложь, выданная за правду, - это уголовно наказуемые вещи, за которые предусматриваются не только штрафы, но и более тяжелые последствия.
Кроме непосредственного источника, можно дополнительно проверить информацию о самом авторе публикаций. В частности, нами замечено, что данному показателю особое внимание оказывается в поисковой системе Google, где авторство материала подтверждается особым образом, является неким гарантом достоверности информации.
В связи с этим, нам необходимо узнать:
1. Кто является автором текста?
2. Какова биография автора?
3. Что можно сказать о репутации автора, его положении в обществе?
4. Каким опытом обладает автор (к примеру, это знаменитый дизайнер или эксперт в области IT)?
5. На какие источники ссылается автор?
Если об авторе текста ничего узнать не удается, то информацию можно считать сомнительной. Хотя, это еще не означает, что мы столкнулись с ложью, но к подобным материалам стоит относиться более внимательно, особенно, пытаясь реализовать советы на практике.